понедельник, 10 июня 2013 г.

 В своей повседневной жизни человек порой испытывает особые состояния, связанные с ожиданиями неприятностей, предчувствием беды – это состояние тревоги. Оно возникает, когда человек воспринимает определенные воздействия и ситуацию как несущие в себе угрозу, опасность, вред. Но тревога не всегда может расцениваться как негативное состояние. В рамках теории стресса тревогу рассматривают как стадию адаптации с готовностью к преодолению трудностей и мобилизацией ресурсов организма.
Понаблюдайте за ребенком и выясните, часто ли в его поведении появляются признаки тревожного состояния. По необходимости проконсультируйтесь у специалиста (психолога,детского психотерапевта). Пути преодоления трудностей могут быть различными: кто-то реагирует активно («надо действовать»), а кто-то пассивно («лучше переждать»). Какой способ преодоления трудностей станет привычным, во многом зависит от стиля воспитания в детском возрасте.



Признаки:
 Физиологические признаки учащенное сердцебиение, поверхностное дыхание, мускульное напряжение (в области лица, шеи), потливость, руки обычно холодные и влажные, сухость во рту, слабость в ногах.
Поведенческие признаки проявления тревожного состояния:
·                повышенное беспокойство (беспокойный взгляд, суетливость, ребенок начинает грызть ногти, качаться на стуле, барабанить пальцами по столу, теребить волосы, крутить в руках разные предметы и др.);
·                неуверенность, боязнь что-либо сделать не так (опоздать, не соответствовать общепринятым нормам);
·                эмоциональная неустойчивость, раздражительность (плачь при изменении ситуации, часто не может сдержать слезы);
·                нарушение сна (спит беспокойно, засыпает с трудом, жалуется на страшные сны);
·                пугливость (многое вызывает у него страх, часто говорит о возможных неприятностях);
·                трудность или невозможность сконцентрироваться на чем-либо.
·                справляться с трудностями.
Близкому взрослому не всегда удается избавить ребенка от тревог вне пределов семьи. Но в его силах подарить своему ребенку эмоциональную теплоту и любовь!



Чем опасна тревожность?
·                У ребенка появляется склонность воспринимать окружающий мир как заключающий в себе угрозу и опасность в большей степени, чем это есть на самом деле.
·                Это состояние создает угрозу психическому здоровью и способствует развитию психосоматических заболеваний.
·                У ребенка снижается самооценка и уверенность в себе.
·                Возникает неустойчивость поведения.
При ошибках появляется нервозность, раздражительность и свой неуспех объясняется внешними причинами.
Тревожность неблагоприятно влияет на состояние здоровья и любую деятельность ребенка!




Одной из важнейших причин повышенного уровня детской тревожности является нарушение детско-родительских отношений:

·         излишняя опека (большое количество ограничений и запретов, постоянное одергивание, когда забота матери о ребенке состоит из одних предчувствий, опасений, тревог);
·               отвержение, неприятие ребенка, особенно матерью (вызывает тревогу из-за невозможности удовлетворения потребности в любви, ласке и защите);
·               завышенные требования, с которыми ребенок не в силах справиться (желание взрослого воплотить собственные нереализованные мечты в своем ребенке или противоречивость требований взрослого);
·               несформированность бытовых навыко(плохая приспособленность ребенка – неумение самостоятельно одеваться, есть, укладываться спать и т.д.);
·               резкое изменение условий жизни (например, поступление в детский сад, школу).


Как помочь тревожному ребенку?
Повышать самооценку ребенка:
·               хвалить, поощрять его за реальные, пусть даже небольшие успехи (желательно, если это будет в присутствии других детей и взрослых);
·               не сравнивать ребенка с другими детьми (каждый ребенок особенный);
·               избегать игр и заданий «на скорость», «на время»;
·               при общении с ребенком стараться установить визуальный контакт (общение «глаза в глаза» вселяет чувство доверия в душу ребенка).
Обучать ребенка способам снятия мышечного и эмоционального напряжения:
·                использовать массаж тела, водные процедуры, аромо- и фитотерапию (по согласованию с врачом);
·                прослушивать спокойную музыку, выполнять движения в такт (при этом дыхание становится равномерным и замедляется пульсация крови);
·                играть с природными материалами (глиной, песком, водой), рисование красками, в том числе и рисование пальцами, ладошками;
·                использовать подвижные игры.
Обучать навыкам владения собой в трудных непредвиденных ситуациях, в ситуациях, травмирующих ребенка:
играть с куклами. Сюжетами для игр по ролям лучше выбирать «трудные» случаи из жизни самого ребенка. В игре он получает опыт разрешения жизненных ситуаций. Ребенок выбирает «смелую» и «трусливую» куклы. Играя роль трусливых персонажей, он лучше осознает и конкретизирует свои неприятные переживания, свой страх. Исполняя роли сильных героев, ребенок приобретает чувство уверенности в том, что он (как и его герой)  
способен
 Важно помнить:

у дошкольников тревожность еще не является устойчивой чертой характера. Зная о причинах появления детской тревоги, взрослые могут помочь своему ребенку справиться с этим состоянием 

Комментариев нет:

Отправить комментарий