В своей повседневной
жизни человек порой испытывает особые состояния, связанные с ожиданиями
неприятностей, предчувствием беды – это состояние тревоги. Оно возникает, когда
человек воспринимает определенные воздействия и ситуацию как несущие в себе
угрозу, опасность, вред. Но тревога не всегда может расцениваться как негативное
состояние. В рамках теории стресса тревогу рассматривают как стадию адаптации с
готовностью к преодолению трудностей и мобилизацией ресурсов организма.
Понаблюдайте за ребенком и
выясните, часто ли в его поведении появляются признаки тревожного состояния. По
необходимости проконсультируйтесь у специалиста (психолога,детского психотерапевта).
Пути преодоления трудностей могут быть различными: кто-то реагирует
активно («надо действовать»), а кто-то пассивно («лучше переждать»). Какой
способ преодоления трудностей станет привычным, во многом зависит от стиля
воспитания в детском возрасте.
Признаки:
Физиологические признаки учащенное сердцебиение, поверхностное дыхание, мускульное
напряжение (в области лица, шеи), потливость, руки обычно холодные и влажные,
сухость во рту, слабость в ногах.
Поведенческие
признаки проявления тревожного состояния:
·
повышенное
беспокойство (беспокойный взгляд, суетливость, ребенок начинает грызть ногти,
качаться на стуле, барабанить пальцами по столу, теребить волосы, крутить в
руках разные предметы и др.);
·
неуверенность,
боязнь что-либо сделать не так (опоздать, не соответствовать общепринятым
нормам);
·
эмоциональная
неустойчивость, раздражительность (плачь при изменении ситуации, часто не может
сдержать слезы);
·
нарушение
сна (спит беспокойно, засыпает с трудом, жалуется на страшные сны);
·
пугливость
(многое вызывает у него страх, часто говорит о возможных неприятностях);
·
трудность
или невозможность сконцентрироваться на чем-либо.
·
справляться с трудностями.
Близкому
взрослому не всегда удается избавить ребенка от тревог вне пределов семьи. Но в
его силах подарить своему ребенку эмоциональную теплоту и любовь!
Чем опасна
тревожность?
·
У
ребенка появляется склонность воспринимать окружающий мир как заключающий в себе
угрозу и опасность в большей степени, чем это есть на самом деле.
·
Это
состояние создает угрозу психическому здоровью и способствует развитию
психосоматических заболеваний.
·
У
ребенка снижается самооценка и уверенность в себе.
·
Возникает
неустойчивость поведения.
При ошибках появляется
нервозность, раздражительность и свой неуспех объясняется внешними причинами.
Тревожность неблагоприятно влияет на состояние
здоровья и любую деятельность ребенка!
Одной из важнейших причин повышенного уровня детской
тревожности является нарушение детско-родительских отношений:
·
излишняя
опека (большое количество ограничений и запретов, постоянное одергивание, когда
забота матери о ребенке состоит из одних предчувствий, опасений, тревог);
·
отвержение,
неприятие ребенка, особенно матерью (вызывает тревогу из-за невозможности
удовлетворения потребности в любви, ласке и защите);
·
завышенные
требования, с которыми ребенок не в силах справиться (желание взрослого
воплотить собственные нереализованные мечты в своем ребенке или
противоречивость требований взрослого);
·
несформированность
бытовых навыко(плохая приспособленность ребенка – неумение самостоятельно
одеваться, есть, укладываться спать и т.д.);
·
резкое
изменение условий жизни (например, поступление в детский сад, школу).
Как помочь
тревожному ребенку?
Повышать
самооценку ребенка:
·
хвалить, поощрять его за реальные, пусть даже небольшие успехи
(желательно, если это будет в присутствии других детей и взрослых);
·
не сравнивать ребенка с другими детьми (каждый ребенок особенный);
·
избегать игр и заданий «на скорость», «на время»;
·
при общении с ребенком стараться установить визуальный контакт
(общение «глаза в глаза» вселяет чувство доверия в душу ребенка).
Обучать ребенка
способам снятия мышечного и эмоционального напряжения:
·
использовать массаж тела, водные процедуры, аромо- и фитотерапию
(по согласованию с врачом);
·
прослушивать спокойную музыку, выполнять движения в такт (при этом
дыхание становится равномерным и замедляется пульсация крови);
·
играть с природными материалами (глиной, песком, водой), рисование
красками, в том числе и рисование пальцами, ладошками;
·
использовать подвижные игры.
Обучать навыкам
владения собой в трудных непредвиденных ситуациях, в ситуациях, травмирующих
ребенка:
играть с
куклами. Сюжетами для игр по ролям лучше выбирать «трудные» случаи из жизни
самого ребенка. В игре он получает опыт разрешения жизненных ситуаций. Ребенок
выбирает «смелую» и «трусливую» куклы. Играя роль трусливых персонажей, он
лучше осознает и конкретизирует свои неприятные переживания, свой страх.
Исполняя роли сильных героев, ребенок приобретает чувство уверенности в том,
что он (как и его герой)
способен
Важно помнить:
у дошкольников тревожность
еще не является устойчивой чертой характера. Зная о причинах появления детской
тревоги, взрослые могут помочь своему ребенку справиться с этим состоянием
Комментариев нет:
Отправить комментарий